В центре внимания:

Джон Ури: Мобильность будущего, или Есть ли жизнь после автомобилей?

Джон Ури: Мобильность будущего, или Есть ли жизнь после автомобилей?

Слово «будущее» рисует в нашем воображении полный набор образов из «Футурамы»: странную космическую одежду, трубы-телепорты, забавные летучие автомобили. Но что же действительно ждет нас в будущем? Об этом рассказывает британский социолог Джон Ури.

В течение ХХ века автомобильная индустрия была крайне привязана одновременно к экономике и к господствующим формам социальной жизни. Ожидалось, что эта индустрия будет и в дальнейшем беспрепятственно разрастаться и эти процессы - необратимы.

Джон Ури: Мобильность будущего, или Есть ли жизнь после автомобилей?

Джон Ури (1946-2016)

Существует множество показателей уменьшения роли автомобилей в начале нашего века, скажем, потрясающий коллапс ряда образцовых автомобильных компаний, определявших мобильность в двадцатом веке. Некоторые города в Соединенных Штатах ощутили очень резкий экономический и популяционный спад, особенно Детройт – когда-то мировой гигант автомобильной индустрии. Стремительно снижаются и мировые запасы нефти, где на каждую новооткрытую скважину приходится четыре исчерпанные. Интересно, что в США зарегистрировано первое снижение общего автомобильного пробега за поколение или около того, тогда как американская или даже европейская молодежь скорее предпочтет свежую модель смартфона, чем новую машину. Ряд авторов обращает внимание на приостановку роста кривой графика поездок, описывая это как достижение «пика» транспортных перемещений в некоторых частях Северной Америки и Западной Европы.

Возможен переход к альтернативным формам быстрого передвижения?

В определенном смысле, несмотря на полноту запасов нефти и последствия климатических изменений, похоже, появляется настоящее желание найти альтернативные способы для быстрых перемещений. Здесь открывается целый ряд возможностей.

Джон Ури: Мобильность будущего, или Есть ли жизнь после автомобилей?

В частности, мы могли бы задуматься о том, возможно ли представить что-то вроде пост-автомобильной системы, которая сочетала бы в себе новейшие технологии и новые виды организации. Да, мы могли бы представить себе путешествие с помощью небольших, облегченных, умных машин, которые можно было бы взять в аренду, как арендуют велосипеды в Лондоне, Париже или Барселоне. На улицах будет полно мини-каров с контролируемой скоростью, минивэнов, велосипедов, электровелосипедов, гибридных автомобилей, вероятно, даже беспилотных скоростных транспортных систем, а также, конечно, пешеходов.

В идеале они все будут постепенно интегрированы в крупномасштабную систему общественного транспорта. Смартфоны, или их преемники, будут регулировать оплату и доступ к множественным и взаимосвязанным формам мобильности, и можно даже представить, как будут устанавливаться, отслеживаться и измеряться ограничения на выбросы углерода, возможно, через новые приложения на этих самых смартфонах или чем-то еще, что придет им на смену.

Это была бы разновидность более регулируемой системы - с меньшей свободой движения, езды или неконтролируемых перемещений. Если вы двигаетесь, то оставляете после себя следы, а за них взимается плата. Это будет система - в смысле новой социотехнической системы - с большей согласованностью между цифровым и транспортным измерением. Разумное программное обеспечение будет производить лучшие решения: независимо от того, нужно ли вам встретиться, добраться до определенного места, оставаться там, где вы есть, или же выйти на связь другими способами. Некоторые встречи будут эффективно моделироваться виртуальным типом связи, ничем при этом не уступая личным встречам.

Заменит цифровая мобильность географическую?

В таком будущем мы легко сможем представить частичную замену географической мобильности цифровой, что, в определенной степени, снизит потребность в передвижении, особенно на дальние расстояния. И мы можем предположить, что бизнес, социальная и семейная жизнь также испытают определенные технологические изменения, где не будет необходимости в персональном контакте, потому что виртуальное пространство ничем не будет уступать реальному.

Джон Ури: Мобильность будущего, или Есть ли жизнь после автомобилей?

Такого цифрового будущего непросто достичь. Конечно, многое указывает на него, например, система найма электромобилей в Париже. Кроме того, существует много других изобретений, открытий, новых компьютерных систем, мобильных приложений и всего остального. Поэтому мы можем рассуждать о них почти так же, как в начале XX века думали о том, что сегодня называется автомобильной системой, которая тогда только формировалась. И, конечно, она никогда не становилась вполне завершенной системой, ведь постоянно дополнялась многими различными нововведениями, экспериментами, доработками и всем остальным.

Но вопрос в том, будут ли все эти инновации, сейчас внедряющиеся по всему миру, способны сформировать совершенно новую социотехническую сферу, пост-автомобильную цифровую систему, которая появится из большого множества элементов, таких как: технологии, материалы, управленческие решения, платежные системы, социальные практики и тому подобное?

От системы собственности к системе доступности

Одна из самых интересных деталей, по моему мнению, будет заключаться в том, что для реального развития такой системы был бы необходим переход от системы собственности к системе доступности. Поэтому, что ждет нас в будущем - это мобильность в доступе и другие услуги, которые будут немного схожи на то, что много лет подряд описывал Рифкин. И аналогичные эксперименты с автомобильными клубами, новыми системами автонайма, схемами оплаты за пройденный путь (т. н. «pay-as-you-go» схемы) для электромобилей и т. д. - это первые шаги в этом направлении. Центральное место займут системы связи, обеспечивающие доступ к взаимозаменяемым системам мобильности, оплачиваемых, но по большей части не приватизированных. Поэтому, по моему мнению, одной из предпосылок пост-автомобильной системы будет пересмотр принципов собственности на средства передвижения.

Уже с середины этого века мы можем ожидать развитие минимум некоторых из черт пост-автомобильной системы, вероятно, даже в местах, пока не являющихся центрами мировой автоиндустрии. К числу нововведений, которые могут встроиться в нее, относится внедрение электровелосипедов в Китае, где их насчитывается около 120 млн, система замены батарей в Израиле, разработанная компанией Бетер Плейс, некоторые из согласованных систем общественного транспорта в Бразилии, намерения Сан-Франциско стать электромобильной столицей Соединенных Штатов, некоторые из китайских инноваций и т. д.

Все это можно назвать, следуя некоторым авторам, «небольшими трещинками», появляющимися в современной системе автомобильности, где возникает целый ряд ниш для развития. Но каким образом эти ниши будут кооперироваться между собой для создания электромобильной системы, системы новых социотехнических транспортных средств? Несомненно, существуют серьезные препятствия и проблемы в развитии подобных систем, но что нам действительно необходимо - это новая социотехническая модель, то есть пост-автомобильная система, которая со временем вытеснит систему железных бензиновых автомобилей как пережиток XX века.

Железные авто на бензине будут восприниматься как «динозавры»

Также очень важно было бы предотвратить то, что часто называют эффектом рикошета, суть которого заключается в том, что из-за любопытства и дешевизны новой системы людям захочется чаще ездить или путешествовать на длинные расстояния. И тогда мы столкнемся со следующей проблемой: электротранспорт требует электрического питания, а оно генерируется горючим из полезных ископаемых.

Джон Ури: Мобильность будущего, или Есть ли жизнь после автомобилей?

Однако электрический транспорт по меньшей мере в четыре раза эффективнее бензинового. Поэтому очень вероятно, что к концу этого века автомобильных систем на железе и бензине, как мы их знаем и любим, не будет. А если «машины» и продолжат существовать, то скорее как музейные экспонаты, конечно, при условии, что музеи не перейдут в виртуальное пространство. Автомобили, то есть стальные монстры с не менее четырьмя сиденьями весом 1-2 тонны, которые питаются очищенной нефтью из рук своих частных владельцев, - будут вспоминаться, как пережитки XX века. Люди не будут себе представлять, как можно было сосуществовать с этими динозаврами, и, может, даже будут смеяться над ними, почти так же, как сейчас смеются над американскими автомобилями 1950-х годов на улицах Гаваны. То есть, автомобили будут восприниматься как «исключительно XX век», и в конце XXI века вообще будут похожи на «динозавров». А нас ждет другое будущее.

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

10.11.2016 20:36 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Фундор VK
Фундор в Facebook
Фундор в Твиттере
Фундор в Google+
Все права защищены © 2016-2024 Фундор
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта fundor.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.