Почему столько стоит бензин. Инфографика
Собственник Розетки Владислав Чечеткин не слишком весело шутит в FB: «Пока была маленькая, в бак влезало 1100 гривен, в прошлом году – 2500, а в этом уже 3300. Подскажите, Ауди 2013 года до скольки растет?»
Премьер-министру Украины Владимиру Гройсману не до шуток – он знает, что рост цен на горючее – это детонатор роста цен почти на все, пишет Павел Харламов в №3 Журнала Корреспондент.
2 февраля он на очередном брифинге заявил, что уже поручил Государственной фискальной службе (ГФС) совместно с Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) проанализировать обоснованность повышения цен на нефтепродукты на украинских АЗС. Вот прямо так и сказал: "Я обеспокоен тем, что происходит сейчас с ценами на топливо… Я поручил ГФС проанализировать, по какой цене ввозят топливо в страну, по какой цене продают, какова маржа. Я считаю, что ГФС совместно с АМКУ должны сделать этот вопрос публичным. Если мы говорим, что стоимость нефти была 55 долларов, а сегодня 70 долларов, я понимаю, что произошло повышение. Но (нужно) объяснить людям, как формируется цена на топливо и почему она стала такой".
Как сообщалось раньше (данные киевской исследовательской группы А-95), средние розничные цены на бензины и дизтопливо в Украине в период с 29 декабря 2017 года по 29 января 2018 года выросли на 7,1-8,2% (на 2,1 грн/л), на сжиженный газ для авто – на 3,1% (на 0,4 грн/л). Затем рост цен отчасти замедлился – по данным той же группы А-95, за неделю перед 5 января цены на дизтопливо и бензины выросли на 0,2-0,3%, а вот на автомобильный газ – на 0,8%.
Что происходит? Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн считает, что рост цен на нефтепродукты в Украине в 2018 году связан с увеличением цен на нефть в мире и падением курса гривны, поскольку акцизы на топливо номинированы в евро. С ним сложно не согласиться – смотрим на диаграмму справа и на график внизу. Видим, как растут валютная цена на нефть и валютная же цена на бензин в Украине – это видим внизу. Справа видим на диаграмме, что основными составляющими розничной цены горючего являются стоимость нефтепродуктов по импорту и налоги (НДС и акцизный сбор).
С импортом все ясно – гривна девальвировала с конца лета, а нефть подорожала от 52 долларов за баррель в конце лета до почти 70 долларов в середине зимы. Соответственно, одновременно с нефтью почти на треть выросли валютные цены на импортные нефтепродукты. Добавим к росту цен еще и удорожание валюты относительно гривны – получим неприятные цифры: в гривне импортные нефтепродукты до налогообложения подорожали без малого на 40%.
Но это только часть проблемы. Потому что акциз у нас начисляется в евро. А евро подорожал в гривне с 30,48 грн в конце августа до 34,51 грн в начале февраля. То есть почти на 14%. После чего понятно, почему бензин А-95 за тот же период подорожал с 24,68 грн/л до 30,4 грн/л, или примерно на 23%.
Чего ждать дальше? «Нефть остается дорогой, около 70 долларов за баррель. Мировые аналитики ждут снижения (хотя они и роста такого не ждали). Многое будет зависеть от курса валют. В последние дни идет укрепление, будем надеяться, на этих "копейках" оно не остановится. Трейдеры ждут снижения и цен, и курсов не меньше остальных: заработок на литре стабильный что при 30 грн/л, что при 20 грн/л. Вот только по 20 (грн) продать можно намного больше. И спокойнее», – прогнозирует Куюн.
Можно было бы попросить правительство, чтобы перестали считать акциз в евро, перешли на гривну – так притормозили бы рост налоговой составляющей в цене горючки. Но этого вряд ли дождемся.
Источник: korrespondent.net