В центре внимания:

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Никола занимается бизнесом, живет на севере Италии, владеет домом в Австрии и недавно купил очередной автомобиль — Audi Q5. Типичный итальянец никогда не будет тратить деньги на большую «прожорливую» машину, на которой тяжело передвигаться по узким улочкам Тренто и Вероны, но Никола может себе позволить. На автомобиль он повесил австрийские номера, чтобы без опаски «топить» по итальянским автострадам, не оглядываясь на систему замера средней скорости, — и жмет по серпантину далеко впереди нас, показывая путь. Едем в сторону озера Гарда и пытаемся понять, что прекрасного и ужасного в итальянских дорогах. Кто-то сочиняет в их честь сонеты, а кто-то злится: чертовы южане — вся страна купила права!

Дороги как дороги — в Италии, как и в большинстве других стран Европы, почему-то умеют ровно класть асфальт, строить могучие тоннели и развязки сложнее «лепестка». Поколесив по северу страны, мы выделили несколько особенностей, которыми магистрали Апеннинского полуострова выделяются.

Цены

На всех автофорумах настоятельно рекомендуют: заливайте полный бак перед въездом в Италию, ибо бензин здесь не просто дорогой, а золотой. Пару лет назад при высоких ценах на нефть за литр 95-го просили больше двух евро. Водители злились и обсуждали в кафешках за аперитивом высокие цены, чертово правительство и проклятых мафиози, а владельцы АЗС устраивали забастовки. Больше евро с литра уходило в казну, они же зарабатывали совсем немного.

Протесты в Италии — вещь будничная и традиционная, вроде сиесты, а сбить цены помогла подешевевшая нефть. На автострадах летом 2016-го можно было найти литр АИ-95 за 1,6 евро. Но заправляться на магистралях итальянцы не советуют — лучше делать это в городе, в глубинке, в стороне от хайвея. Отыскать топливо за 1,45 евро вполне реально.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Разница в ценах ощутима

В Италии дорого не только заправляться, но и ездить. Система магистралей — платная. Сумма зависит от дороги, километража, типа транспортного средства. К примеру, за 355 километров автострады от Римини до Пальмановы мы заплатили 25 евро. Не очень гуманно, мягко говоря.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Процесс оплаты прост. Выезжаешь на магистраль — берешь специальный билет. Съезжаешь — возвращаешь его в автомат и платишь.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

КПП по-итальянски. Главное, не становиться в полосу с надписью Telepass

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Кажется, что аппараты во многих пунктах оплаты помнят Тото Кутуньо молодым…

Белорусскую карточку система принимала без проблем, но, может, это нам повезло. Периодически на выездах образуются пробки. То турист растеряется, начнет гадать, куда засовывать купюры, то с карточкой у кого-то возникнет беда. Эти заторы страшно бесят самих итальянцев. Они ребята не очень терпеливые, ждать не любят. Многие ставят систему telepass и проезжают под «воротами» без остановки.

Нервные автобаны

Как и в любой приличной стране, в Италии есть альтернатива платным участкам. Но времени на объезд потратишь уйму, поэтому никто не экономит — все жмут на автостраду. После немецких, австрийских автобанов с их ритмичностью, логичностью, 100-процентной предсказуемостью и четким правилом левого ряда итальянская дорога кажется нервной и дерганой.

Характер автострады — как у подростка. Семь пятниц на неделе!

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Характер автострады — как у подростка. Семь пятниц на неделе! Трафик то замедляется (кажется, без веской причины), то снова берет прежнюю скорость около 140 км/ч по левому ряду. И вроде бы никаких аварий и ремонтных работ на участке не было. Загадка! Знакомые итальянцы четкого объяснения нам не дали: мол, вдруг это вам просто не подфартило? Указали лишь на то, что стройности движение лишают пенсионеры и туристы, которые частенько принимают необдуманные решения.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Еще одно наблюдение. Кажется, что в дневное время на основные магистрали Италии вываливает вся страна. На автостраде Милан — Венеция в будний день две полосы занимают грузовики. Они везут в венецианский порт и обратно тонны груза, перестраиваются, мельтешат — по сути, для быстрого движения легковушек оставляют лишь одну полосу. Это броуновское движение фур давит на нервы. Проехать по автостраде ровно, без сотни перестроений, не получится. Сзади периодически пристраиваются вплотную местные лихачи и начинают нервировать, включив левый поворотник (аналог нашего дальнего света). Дистанцию при этом не держат и ведут себя агрессивно.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

О заторах предупреждает система информирования. Система не врет — цифры точные.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Загруженной оказалась и трасса от Венеции до Римини — «адриатическая» автострада. Здесь особо не полетаешь — факт.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Навигация

Особенность Италии — странная любовь к непонятным, сливающимся указателям. Практически невозможно разглядеть на скорости, куда ведут эти стрелки, но традицию соблюдают во всех уголках страны.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Огромные круги на выездах с автострад поначалу кажутся весьма неудобными для проезда — но, вероятно, все же решают проблему с заторами.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Круг — любимая фигура европейских дорожников

В целом система навигации интуитивно понятна. То, что впереди платная автострада, как на нее выехать, легко понять по цвету знака — он будет зеленым.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Съезды с трасс делают максимально безопасными. «Выгонять» на соседнюю полосу начинают задолго до пересечения

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Так обозначают дорожные работы и прочие опасности в нормальной стране

Красота

Автострады редко бывают живописными. То ли дело горный серпантин в Доломитовых Альпах. Одна из самых красивых итальянских дорог — так называемая «галерея», вьющаяся вдоль западного берега озера Гарда. Дорога медленная, проходит через небольшие городишки, через систему тоннелей, вырубленных в скалах.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

На этой дороге снимали красочную сцену погони в «Кванте милосердия»

Тоннели разной длины, с развязками и перекрестками, глухие и галерейного типа — здесь стоит проехаться хотя бы раз! На Гарде мы поняли, кого из водителей итальянцы именуют словечком stronzo.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Хамы

Stronzo в переводе на русский — «м…к» (хотя на самом деле звучит жестче). Чуть-чуть заплутав, сбавив скорость на серпантине, слышу сзади писк клаксона. А потом левые, правые отблески поворотника… Этим ребятам безразлично, что едет иностранец — пропусти, сверни на обочину и там уже разбирайся с маршрутом. Настоящий stronzo — ни дать, ни взять.

Итальянские водители привыкли ездить быстро — мальчишки учатся у отцов. Они напрочь игнорируют временные ограничительные знаки и не готовы плестись 40 на съездах с автострад — нервничают, опережают, моргают. Но Никола, наш сопровождающий, заверяет, что такая быстрота совсем не говорит о тотальном хамстве. В местных ПДД есть статья за агрессивное вождение с внушительным штрафом. В автошколах усиленно давят на вежливость, взаимовыручку, уважение. Но в семье не без урода — темперамент и дурное воспитание иногда дают о себе знать. К этому надо быть готовым. И если увидишь в зеркало заднего вида stronzo, то лучше на всякий случай уступить.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Итальянские мотоциклисты ведут себя как и все прочие мотоциклисты мира: лавируют в пробках между машинами, проезжая в миллиметре от зеркал, и тоже могут поморгать левым поворотником, если зазеваешься

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Средняя скорость

Если едешь по автостраде, держать на спидометре разрешено 130 км/ч, но замедляет поток не лимит, а система контроля за средней скоростью. На разных участках дороги датчики замеряют скорость автомобиля, компьютер сопоставляет ее с пройденным расстоянием, и если имеется нарушение, это фиксируется. По почте вылетает «письмо счастья».

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Принцип действия системы Tutor:

Итальянцы в принципе не против такой схемы контроля — говорят, это честнее, чем радар (Autovelox), который неприметно стреляет из-за угла (местные прекрасно знают, где стоят автовелоксы, и откровенно тормозят перед ними, после стремительно ускоряясь). Да и ехать Tutor позволяет быстрее. Можно ускориться, если надо, потом снизить скорость, если поток затормозил.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Типичная итальянская езда: все тянутся 50…

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

…проезжают камеру и резко ускоряются. Знакомый стиль!

Существует несколько приложений для телефонов, которые позволяют водителю ориентироваться в своей средней скорости и, как результат, не нарушать. Наш итальянский знакомый Никола на зарегистрированном в Австрии автомобиле и вовсе чувствует себя спокойно. При минимальном превышении (на 10 км/ч) штраф ему точно не пришлют, при большем — возможно, но не факт. Полноценного обмена информацией о нарушениях между всеми странами ЕС пока нет, имеются лишь отдельные договоренности. Что говорить о странах, которые в ЕС не входят… В теории — и об этом пишут на итальянских сайтах — наказать могут и иностранцев. На практике, говорят итальянские белорусы, это маловероятно. Никола нас заверил: «На иностранцев пока закрывают глаза».

Штрафы

После получения прав водителю дается около 20 пунктов в «копилку», которые при нарушениях разного плана у него изымают. Штрафы за среднюю скорость: до 10 км/ч — от 41 до 68 евро (при этом погрешность в пользу нарушившего составляет 5%, то есть можно смело ехать не 130, а 136 км/ч), от 10 до 40 км/ч — от 168 до 674 евро. Максимальный штраф для лихача, превысившего лимит на 60 км/ч и более, — около 3300 евро! При этом вас лишат десяти пунктов и заберут права на полгода.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Тренто. Перекрестки традиционно для Европы утыканы заградительными конструкциями разного типа, чтобы автомобилисты не парковались в запрещенных местах

Если ваши пункты закончились, а вас поймают на трассе, штраф составит около двух тысяч евро. Часть пунктов можно вернуть, пройдя специальные платные курсы.

— Однажды совершила обгон в неположенном месте — через двойную сплошную, — рассказывает белоруска, которая живет в Тренто. — Итог такой: минус 10 пунктов, лишение на месяц и 300 евро штрафа. Входить в положение и слушать объяснения полиция не будет.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

На узких улочках найти место для парковки непросто

Итальянцы мастаки выпить, допустимая норма алкоголя в крови — 0,5 промилле. При превышении, в зависимости от показателя, положены высокие штрафы и лишение прав. Если уровень алкоголя в крови выше 1,5 промилле, то могут наказать на шесть тысяч евро, приостановить действие лицензии на два года, посадить в тюрьму на год и изъять автомобиль. Норма для неопытных водителей с малым стажем — 0.

Интересный момент. В стране жестко регламентирована организация драг-рейсинга. Штрафы драконовские: организатору нелегальных гонок могут выписать от 25 до 100 тысяч (!) евро и заключить в кутузку на срок до трех лет. Заключение грозит и тем, кто делает ставки на исход нелегальных заездов.

Культ машин

На автострадах мы повстречали совсем немного по-настоящему дорогих машин. За 5 дней не видели ни одной Ferrari или Lamborghini, минимум кроссоверов, единицы «корейцев» и «японцев». Поэтому сделали вывод: итальянцы относятся к автомобилям вполне утилитарно. Местные жители подтвердили: культа машин в стране нет. Предпочитают надежные немецкие автомобили. Берут и французские, итальянские, но не из-за какого-то там патриотизма, а по банальной причине — дилеры часто устраивают на них выгодные акции.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

— Дорогие внедорожники покупают или крупные менеджеры, или владельцы бизнеса, при этом, как правило, «вешают» их на фирму, чтобы упростить вопрос с налогами, — говорит Никола.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Многочисленные олдтаймеры добавляют итальянским дорогам эстетики

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Как и в других странах Европы, в Италии объявлена велосипедизация. Количество велосипедов на душу населения зависит от местности. В холмистом Тренто их не так много — тяжеловато подниматься в гору без мотора. В Римини, наоборот, велосипеды среди туристов популярны очень сильно. Предусмотрена вся необходимая инфраструктура: доступный прокат, грамотная разметка, велодорожки с «проколами» под трассами и т. п.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Велопаркинг рядом с вокзалом в Тренто

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Белорус в Тренто: в Италии езжу на скутере, а в Минске бы точно не рискнул

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

— У меня были белорусские права, но здесь пришлось получать итальянские. Если делаешь «резиденцию» — то это обязательно, — говорит белорусский программист Николай (его историю эмиграции мы расскажем вскоре в отдельной статье). — Точно не помню, но вроде бы за весь процесс с учетом теории и практики заплатил 700 евро. Практику сдал со второго раза. Ничего сложного! Не знаю, что увидели вы, но мне очень комфортно на итальянских дорогах. Купил здесь машину, но езжу на ней только на большие расстояния — в аэропорт, на озеро. А так предпочитаю передвигаться на скутере. Тренто — маленький городок, есть проблема с парковками, поэтому здесь проще без автомобиля, на велосипеде или байке. У меня было несколько скутеров, дешевые, по 300 евро, и подороже. Вот сейчас — 120-кубовый за 700 евро. В принципе, недорого. Водители относятся к скутеристам уважительно, без агрессии. В Минске я точно бы не рискнул, а в Италии — вполне удобно и безопасно.

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

Горячие дороги Италии: нервный автобан, контроль средней скорости и опасные водители-stronzo

В Италии пока не ощущается явственно «зеленый» тренд последних лет — здесь все еще любят классические автомобили. Впрочем, есть один город, в котором машин практически нет. Уникальная система водного движения, «гаишники» на катерах и другие аспекты антиавтомобильного мира – Венеции. Об этом в какой-нибудь из следующих статей…

Дата поста: 16.08.2016 (кажется...)

Читайте также
Поделиться в ВК Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Расшарить в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

01.10.2016 12:56 | Анна Кошера

Поиск:

Поиск
Лента последних новостей
Фундор VK
Фундор в Facebook
Фундор в Твиттере
Фундор в Google+
Все права защищены © 2016-2024 Фундор
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта fundor.ru без указания обратной активной гиперссылки на источник запрещено.